Яманни-рю бодзюцу: неожиданность, скорость, выгодная дистанция

Выбор описания


Пожалуй, сложно определять характеристики того или иного стиля, опираясь на привычные штампы, рожденные современным миром. Исполнение того или иного мастера описывается свидетелями с использованием превосходных степеней, лестных характеристик. Мастер либо «ловок словно тигр», либо «яростен, будто разъяренный дракон», либо «податлив и мягок аки гибкие прутья молодой ивы». Список подобных определений-заготовок, которыми сыплют журналисты и писатели, можно продолжать и дальше. Мы этого делать не станем… Надоело. В случае с направлением Яманни-рю кобудо, мы постараемся избежать повторений, а потому просто-напросто продемонстрируем несколько заметно отличающих стиль принципов.


Незримый конфликт


Позиции стиля Яманни-рю отличаются от стоек каратэ или других направлений кобудо. Боец, выполняя ката либо сражаясь с противником один на один, стремится поставить стопы своих ног на одну линию. Этим он стремится максимально закрыть грудь, живот, горло, то есть те площади тела, которые наиболее подвержены попаданию прямых ударов (уколов). Вполне естественно, что современные стили кобудо - Рюкю кобудо или Матаёси-рю - контрастируют с ним. Последние отличает то, что их системы преподавания многое позаимствовали из современных методических разработок каратэ. Вспомним основателя Рюкю кобудо мастера Тайру Синкэна. Он занимался Яманни-рю под руководством Ябику Модэна, много общался с другими мастерами. Однако его преподавателями каратэ были Мабуни Кэнва и Фунакоси Гитин, двое лидеров движения каратэ начала-второй половины ХХ века. Они внесли свежие идеи, благодаря которым обучение молодежи и детей становилось более простой задачей. Их с успехом реализовал и Тайра Синкэн, внеся заметные изменения в технику и тактику Яманни-рю. Ученик и преемник Тайры на посту руководителя «Рюкю Кобудо Ходзон Синкокай» Акаминэ Эйсукэ также долгое время занимался Яманни-рю, однако, став учеником Тайры стал сторонником предложенной мастером системы, опять-таки, несколько отступив от идеологии Яманни-рю. Матаёси-ха кобудо также является «родственным» Яманни-рю стилем. Но, пожалуй, в вопросе мягкости и плавности исполнения техники этот стиль отличается от Яманни-рю больше других. Отец и сын Матаёси Синко и Симпо (последний в большей мере, чем его предок, так как жил в период активного реформирования окинавского каратэ – во второй половине ХХ века) формировали методику преподавания стиля в строгом соответствии с идеалами современного будо.

Так что же такого особенного в этом самом Яманни-рю? Что не устраивало многих других мастеров?


Избегать трудностей или преодолевать их?


Не стоит забывать, что в период конца 40-ых – начала 50-ых годов окинавцам было как-то не до каратэ и кобудо. Разруха, голод, оккупация войсками США – все это не создавало условий для процветания старинных воинских искусств. Добыча хлеба насущного стала основной задачей местных жителей. Да, конечно, несколько десятков (возможно, сотен) местных «фанатов», продолжали занятия, без которых не мыслили своего существования. Однако только единицы, коих смело можно причислить к группе «ненормальных», решились в тех условиях на пропаганду воинских искусств. Одним из наиболее активных популяризаторов стал Тайра Синкэн. Возможно, его понимание кобудо было далеким от идеала, возможно, его уровень мастерства (сравнить его с уровнем нынешних представителей кобудо можно, просмотрев сохранившуюся кинопленку с демонстрацией техники различных видов оружия) не был высоким… Но он оказался одним из «локомотивов» окинавских воинских искусств и за ним потянулись люди. Авторитет Тайры был высок еще и потому, что он практиковал каратэ под руководством Фунакоси и Мабуни, чьи имена к тому времени имели значительный вес в японском обществе.

В общем, многое сыграл «человеческий фактор». Тайра был приверженцем новых идей, но в этом новом была и положительная, и отрицательная стороны. Стили Сётокан и Сито-рю, обогатившись четкими методами преподавания каратэ детской аудитории, многое потеряли в тактике и стратегии поединка, постепенно дрейфуя в сторону «оспортивления» воинского искусства. Почти также поступил и Тайра, а в последствии и его ученики. Система преподавания стала «удобней», численность групп занимающихся росла, а качество преподавания (если рассматривать подход воинского искусства, а не физической культуры или спорта) падало. Да, тогда это было совершенно необходимо: не будь у мастера десятка-двух учеников, вряд ли кобудо стало бы популярно и, скорее всего, исчезло бы навсегда, оставив несколько ничем не связанных между собой приемов.

Подобным же образом развивалось и Матаёси-кобудо. Это также не менее интересная школа, мастера которой достойны глубокого уважения. Но большое количество не всегда предполагает качество… Мне кажется, что мастера середины ХХ века жертвовали (не всегда оправдано) сложной техникой Яманни-рю в пользу простых систем преподавания. Хорошо это или плохо, наверное, не так важно. Важно, что все эти системы сосуществуют, и любой сознательный человек может выбрать себе направление по душе.


Лицом к лицу


Техника бо-дзюцу Яманни-рю требует обучения учителя и ученика один на один, лицом к лицу. В группах, число которых превышает десяток, преподавать этот стиль эффективно почти невозможно (массовые семинары предполагают либо предварительную подготовку участников, либо упрощение системы преподавания). Почему? Причина проста – требования к выполнению приемов очень высоки. Я и сам ранее предполагал, что подобная формулировка – лишь стандартная заявка инструкторов об «исключительности» направления. Но на деле все оказывается правдой.

Например, удар палкой сверху наносится следующим образом: боец Яманни-рю, стоя в дзэнкуцу-дати, не разворачивает плечи в замахе, а почти не осуществляет поворота, дабы не «телеграфировать» оппоненту о своих намерениях. При этом вполне понятно, что противник не должен видеть и взмаха самого оружия. В Яманни-рю минимизации визуального «сигнала» добиваются тем, что бо (шест) скользит по плечу за спину, так, как будто наносится укол нуки-цуки (расположенным впереди) за спину, за плечо впереди расположенной руки. Конец бо должен проходить как можно ближе к телу, скользить по плечу так, чтобы шест не поднимался высоко. Понятно, что этот приём требует свободы ведущей руки, то есть при таком замахе кисть впереди расположенной руки не фиксируется жестко на оружии, а «пропускает» его. Таким образом, кисти рук сближаются. Далее следует выброс оружия. И траектория опять-таки не должна быть «вызывающе» заметной. Выброс кончика бо к цели осуществляется таким образом, чтобы он двигался невысоко и как можно быстрее к цели. Интересно и то, что обратный конец бо не фиксируется ударом о тело, как это делается в Рюкю кобудо, Матаёси-рю или Тавада-рю (в первом из трех перечисленных случаев задняя рука останавливается ударом в бок на уровне пояса, во втором «препятствием» становится внешняя сторона плеча, а в случае с малоизвестной семейной школой Тавада-рю – точнее, с тем, что от нее осталось на Окинаве – фиксация обратного конца шеста происходит прямо под мышкой). Вместо этого в Яманни-рю предполагается вывод шеста с прежней, четко обозначенной траектории путем «подкручивания» кистей. Приведенный выше пример требует немалой ловкости, а потому сложен в усвоении.

Как рассказывают многие окинавские мастера кобудо, изначально предполагалось, что воин должен иметь возможность использовать бо даже в помещении (потолки в домах на Окинаве в XIX веке и ранее едва превышали рост человека), а потому шест по-иному использовать было вовсе сложно. По этой причине в современном Яманни-рю удар сверху зачастую отрабатывается стоя почти вплотную к стене, тогда как над самим тренирующимся устанавливаются различные ограничители.


Скрытность залог внезапности


Ещё один пример компактного, «скрытного» использования оружия в Яманни-рю – это попытка ввести оппонента в заблуждение, какого размера у вас оружие. Принимая камаэ (боевую изготовку), представитель Яманни-рю стремится расположить оружие (в данном случае бо) так, чтобы вы с трудом могли визуально оценить его длину и расположение. То есть оружие стремятся «спрятать» так, чтобы за спиной (понятное дело, не пряча шест вертикально!) оказалась наибольшая часть шеста. Об этом принципе («какуси-буки» - «скрытое оружие») читайте подробнее в статье Осиро Тосихиро «История и практика окинавских сай». Точно также развита система обманов, когда адепт Яманни-рю, внезапно обращает внимание противника тем, что довольно широко замахивается шестом, «удлиняя» один конец бо, тогда как сам осуществляет стремительное сближение, а удар наносит «короткой» стороной палки почти в упор!

Вообще в Яманни-рю масса подобных «мулек», и обо всех из них рассказать (и даже описать!) в одной заметке очень сложно. Один из основных принципов бо-дзюцу стиля Яманни-рю состоит в том, что дистанцию проще подобрать сменой «длины» ближней к противнику части шеста, а не только движением. При этом существует еще один основополагающий принцип стиля – на одном месте не должно выполняться более двух приемов. Мастер Яманни-рю движется без остановки (опять-таки, понятно, что не прыгает с места на место, а постоянно ищет наиболее выгодного положения по отношению к оппоненту). Глядя на то, как Осиро Тосихиро выполняет ката, мне кажется, что он «бегает»: настолько легки и быстры его шаги. Все иные стили современного окинавского кобудо (за исключением, пожалуй, направления Мотобу-рю Удунди) предпочитают более «выразительное» в плане энергозатрат «стопорение» позиций с жесткой фиксацией оружия.


Ката Яманни-Тинэн-рю


Основным видом оружия Яманни-рю является бо. Именно поэтому термин «Яманни-рю» чаще всего ассоциируется с искусной техникой бо-дзюцу. В Яманни-рю (современном направлении, лидерами которого являются Кисяба Тёги и Осиро Тосихиро) практикуются следующие ката:

Начальный уровень: Доню-кун-ити (вводный уровень, уровень ознакомления с основами) Доню-кун-ни (вводный уровень, уровень ознакомления с основами) Тёун-но-кун-сё (базовый уровень) Тёун-но-кун-дай (базовый уровень) Рюби-но-кун (промежуточный уровень)

Традиционные ката: Сюдзи-но-кун (промежуточный уровень) Сакугава-но-кун (промежуточный уровень) Сиротару-но-кун (повышенной сложности) Томари-Сиротару-но-кун (повышенной сложности) Юнигава (Ёнэгава-но-кун или Хидари-бо) (повышенной сложности) Синакати (Сунакакэ) (повышенной сложности) Тикин-бо (Цукэн-бо) (повышенной сложности)

Изучаются также техника сай-дзюцу, техника тунфа-дзюцу, техника нунтяку-дзюцу и техника кама-дзюцу. Однако вся техника этих разделов подчинена основным принципам бо-дзюцу.

Как видим, Яманни-рю заметно отличается от других систем кобудо. Общие корни – разные судьбы…


Автор: Павел Долгачев


© kempo.ru

Просмотров: 8

 karate-kobudo.ru © 2017-2020 Окинавское каратэ и кобудо