Яманни-рю: первая школа окинавского бодзюцу

Пост обновлен февр. 11

Сима Масао — одни из высших учеников основателя Мацубаяси-рю каратэ-до Нагаминэ Сёсина.


Так как в начале 50-х гг. прошлого века сэнсэй Нагаминэ запретил практику кумитэ своим ученикам (тогда тренинг в его додзё основывался исключительно на практике ката), Сима и ряд других учеников (Таба, Кисяба и др.) основали свое додзё и там практиковали кумитэ, жесткие методы тренинга «старой школы» (тиси, тэцугэта, нигири гамэ и др.), жесткие полноконтактные спарринги и кобудо, не теряя, однако, связи с хонбу додзё Нагаминэ. Вместе с тем, на начало 60-х гг. учеников в додзё Сима было не более 10 человек, в том числе Осиро Тосихиро, Ота Эйхати и другие видные современные мастера ветви Сима-ха Сёрин-рю.


Накамура Сэйги (1924—1999) — один из высших учеников Нагаминэ Сёсина, также учился у Кьян Синэя и Куси Дзёкэя.


В течение многих лет Накамура являлся старшим инструктором хонбу додзё Мацубаяси-рю. Он оказал весьма глубокое влияние на Кисяба Тёкэя в аспекте формирования философско-теоретической основы школы Кисяба-дзюку.


«Рюкю будзюцу кэнкю доюкай» («Ассоциация исследования рюкюсских воинских искусств», основана в 1985 г. Кисяба Тёги) является основным хранителем и продолжателем традиции Яманни-рю бо-дзюцу и распространителем/популяризатором Яманни-рю кобу-дзюцу. Ее основная цель: «научные исследования и развитие традиционного окинавского каратэ-до и кобудо». Также Яманни-рю кобу-дзюцу — это часть тренинга «Сёрин-рю кисяба дзюку», где изучают: бо, сай, тонфа, нунтяку и кама.


Синдзато Кацухико — (9 дан Сёрин-рю, 9 дан Яманни-рю кобу-дзюцу) родился в 1939 г. в Маниле (Филиппины), где работал его отец.


С началом войны в Тихоокеанском регионе семья возвратилась на Окинаву в Ёнабару — там же мастер живет до настоящего времени. Изучать Сёрин-рю каратэ начал в 1957 г. во время учебы в Университете Рюкю (английский язык и литература) у Симабукуро Цунэтака. В 1967 г. стал учиться в додзё Мацубаяси-рю Нагаминэ Сёсина у сэнсэев Накамура Сэйги и Кисяба Тёкэя, также изучал Яманни-рю бо-дзюцу у Кисяба Тёги. Перевод на английский язык знаменитого бестселлера Нагаминэ «Сущность окинавского каратэ-до» выполнен Синдзато. Сейчас Синдзато Кацухико профессор Окинавского международного университета, с 2000 г. глава (дзюко тё) школы «Окинава каратэ-до Сёрин-рю Кисяба-дзюку» и член «Энциклопедического комитета окинавского каратэ-до и кобудо».


Филиалы «Окинава каратэ-до сёрин-рю Кисяба дзюку»/«Рюкю будзюцу кэнкю доюкай» есть в Японии, США, Франции, Испании, Израиле, Германии, Словении и многих других странах.


Осиро Тосихиро (8 дан сёрин-рю, 8 дан Яманни-рю кобу-дзюцу) — родился в 1949 г. в Ханэдзи (Окинава). Начал изучать Сёрин-рю каратэ и бо-дзюцу с 8 лет, но, как он сам рассказывает, поначалу это не был серьезный тренинг. В 16 лет стал учиться у сэнсэя Сима Масао в его додзё в Кандзатобару, Наха.


В то время на Окинаве те, кто серьезно занимался каратэ, тренировались и днем, и ночью семь дней в неделю. Получив 1 дан, Осиро стал тренироваться в хонбу додзё Мацубаяси-рю у Нагаминэ Сёсина, а также у инструкторов Куси, Ямагути и Накамура. Кроме того, сэнсэй Сима представил его сэнсэю Яманни-рю Кисяба Тёги. Так Осиро стал ути-дэси Кисяба (бо-дзюцу и сай-дзюцу), хотя до этого никогда не слышал о школе Яманни-рю. Осиро отличался большой тягой к тренингу окинавских бу-дзюцу и, увидев это, сэнсэй Кисяба Тёги ввел его в свой дом и там дополнительно его тренировал. Там же Осиро познакомился со старшим братом Кисяба Тёги — мастером Кисяба Тёкэем, который в то время возвратился из метрополии и жил в доме Тёги, и также стал учиться у него. Это была личная непосредственная передача знания и тогда он был чуть ли не единственным учеником кобудо братьев Кисяба.


Осиро вспоминает: «Обычно я учился бо-дзюцу у сэнсэя Кисяба Тёги на его слабоосвещенной веранде. Я мог видеть то, что он показывал, но, главным образом, я слышал, как его бо рассекал воздух. Его техника была очень стремительной, и он не демонстрировал ее для меня медленно... Обучая ката, он лишь говорил: «Делай так!», но нечего не объяснял. Я думаю, он владел много большим, чем я изучил у него...» [Из интервью Дону Трану].


Хотя Осиро очень многому научился у Кисяба, все же, как он сам отмечает, большую роль в познании Яманни-рю имела его весьма серьезная самостоятельная работа. Осиро Тосихиро работал в полиции на Окинаве, но в 1978 г. он переехал в США и стал там преподавать Сёрин-рю каратэ-до и только через пять лет у него появились первые ученики в Яманни-рю кобу-дзюцу. На одном из американских турниров, где представлялось и окинавское кобудо, Осиро попросили продемонстрировать его технику бо-дзюцу. После демонстрации многие удивлялись, насколько она отличалась от того, что они видели ранее. После этого Осиро стал преподавать Яманни-рю и это вызвало большой интерес. Осиро полагает, что через познание Яманни-рю можно понять, чем было «старое окинавское каратэ».


Осиро Томоку — известная и уважаемая сихан традиционного рюкюского танца (одори) и мастер нагината-дзюцу. Был такой случай, как-то на одном из окинавских турниров спросили: «Осиро Тосихиро? Это кто?» «Да это муж сихана Осиро Томоку...»


Сейчас Осиро Тосихиро руководит филиалом «Рюкю бу-дзюцу кэнкю доюкай» (США) и является главным инструктором Яманни-рю за пределами Окинавы. Также он руководит отделением Западного побережья этой организации. Кроме него, в США работают ученики Кисяба Тёги — Нисимэ Киёси (руководит отделением Среднего Запада) и Миядзато Тоётаро (Ист-Кост).


Именно благодаря широкой популяризаторской деятельности Осиро Тосихиро Яманни-рю сейчас стала одной из наиболее популярных традиций окинавского кобудо.


Нисимэ Киёси — уроженец острова Кумэдзима (Рюкю), это место славится чемпионами в борьбе рюкюского сумо.


С детства Нисимэ изучал дзюдо, а с 14 лет Сёрин-рю у сэнсэев Сима Масао и Кисяба Тёкэя и Яманни-рю бо-дзюцу у Кисяба Тёги. С 1972 г. живет в США, руководит «Додзё семьи Нисимэ» в Цинциннати, проводит многие семинары по Сима-ха Сёрин-рю каратэ-до и Яманни-рю кобу-дзюцу.


Некоторые основные теоретические принципы Яманни-рю бо-дзюцу


1. «Закрытость» — этот принцип проявляется в нескольких аспектах:

  • «стоять за бо» — стойка должна быть настолько узкой, чтобы «дать» противнику как можно меньше ударных зон и возможностей для атаки. Этот принцип называют «удаление цели», т. е. здесь подразумевается такое ориентирование своего тела относительно противника, чтобы максимально уменьшить угол атаки для него, уменьшить свою уязвимость (скрыть свои уязвимые зоны) и в то же время максимально повысить свои атакующие возможности. В бою, как правило, используется стойка сико дати (т. е. боком к противнику), более того, боец Яманни-рю никогда не стоит к противнику фронтально — в крайнем случае, под углом 45° (ханми);

  • «какуси буки» («скрытое оружие») — камаэ должны не только обеспечивать «узость стойки», но и «скрывать оружие», тем самым вводя противника в заблуждение, «скрывать намерение движения» («противник не должен знать о вашем преимуществе»). Тюдан но камаэ в сико дати — наиболее часто используется в бо-ката Яманни-рю. Это камаэ ориентирует бойца на одной линии по отношению к противнику, минимизируя возможности его атаки. Кроме того, сико дати предполагает легкое и быстрое перемещение в свою атаку или уход от атаки противника и это ее основная цель — обеспечение динамичности (камаэ — не для передышки или контроля уравновешенности; оно больше для оценки окружающей обстановки и обеспечения готовности для дальнейшей атаки). Считают, что принцип «какуси буки» был развит еще во времена контроля над Рюкю кланом Сацума, когда даже рюкюские пэйтины (служба охраны правопорядка) старались не афишировать широко свое оружие (в частности, сай). В боевой практике принцип «какуси буки» проявляется в том, что нельзя недооценивать своего противника (противника уважают всегда) и нельзя давать ему информацию о себе, своем оружии и своем намерении, а поэтому целесообразно постараться скрыть от него свое оружие — как оно держится и в чем намерение его использования. Таким образом, в бою — в его начале, или когда атака не достигла цели и есть необходимость «осмотреться» и оценить обстановку — боец Яманни-рю принимает тюдан но камаэ, которое одновременно является способом сокрытия оружия («какуси буки»): в бо-дзюцу располагает бо так, чтобы противник визуально не мог однозначно оценить его размеры, в сай-дзюцу «прячет» сай в гякутэ моти. Из тюдан но камаэ достаточно сместить бо назад и поместить его передний конец в свою кисть и противнику (например, в условиях плохой освещенности) будет не просто понять и какое это оружие, и его размер, и намерение его использования. Причем отсюда есть возможность развития атак методами «какуси тэ» («скрытых/обманных техник»), в частности, и передним концом (нуки цуки), и задним концом (фуриагэ ути — вертикальная атака; ёко ути — горизонтальная атака), и все эти атакующие намерения/возможности скрыты и дезориентируют противника. Подобным образом бо скрывается во многих иных камаэ, например, в маэдэ цуки но камаэ ёи.

2. «Динамичность» — это один из важнейших принципов Яманни-рю, так как здесь считается, что статическая поза — это немедленное поражение. Поэтому динамичность очень важна и она достигается реализацией принципа «укуми» или непрерывным движением тела и правильной работой ног, которая в Яманни-рю представляет собой постоянное движение и изменения дистанции — входя в диапазон поражения противника своей техникой, и выходя из диапазона действия техники противника. Вместе с тем, эти выходы/входы осуществляются одновременно с реализацией принципа «закрытости». Также принцип «динамичности» включает в себя:

  • «работа ног» — в стойках и передвижениях адепт Яманни-рю скрывает от противника свое намерение и свое движение. Здесь подчеркивается: «Кобудо — это не каратэ с оружием». Поэтому стойки в Яманни-рю бо-дзюцу, помимо «какуси буки», призваны обеспечивать динамичность переходов из одного камаэ в другое, а также скрыть длину, вид и досягаемость оружия — атаковать неожиданно, стремительно и так мощно, как возможно, чтобы решить исход поединка максимально быстро и минимальным числом используемых техник (в идеале одним ударом). Причем используется небольшое количество стоек — мусуби дати, мото дати, сико дати и дзэнкуцу дати. Перемещения должны быть очень динамичны и стремительны с основной целью максимально стремительно сократить расстояние с противником в атаке или максимально быстро «разорвать дистанцию» и уйти из-под атаки противника — для этого хорошо подходит сико дати, где ступни располагаются на одной линии и есть возможность динамичного маневрирования в любую сторону;

  • «смещенный центр тяжести» — центр тяжести всегда должен быть «вне пределов тела», что обеспечивает постоянную готовность к боевому движению и использованию «тобокухо» (метод «падающего дерева») — при перемещении веса тела ударное усилие становится много больше и здесь очень важную роль играют гамаку, коси, мутими и тинкути. Энергия ударного усилия зависит от правильного использования массы тела бойца. Использование этого принципа предполагает, что даже в сико дати (довольно широкой стойке, в классическом варианте которой центр тяжести находится посередине) центр тяжести больше на одной из ног (в зависимости от того, куда предполагается движение), но, вместе с тем, это не должно быть в ущерб равновесию;

  • «важность использования коси» — коси «ведет» тело и движение бо (смена хватов и т. п.) также зависит от действия коси. Причем под понятием «коси» понимается именно работа тела как единого целого, а не только действие (вращение) бедер;

  • «динамика тела» — Яманни-рю бо-дзюцу отличается уникальной динамикой тела (которая не встречается в иных традициях окинавского кобудо), эффективность которой зависит от сведения воедино вышеперечисленных принципов на основе естественности боевого движения. Здесь боец энергично «бросает» тело вперед (в одной из принятых моделей работы ног) в скоростной и крайне динамичной модели, а затем усилие этого «броска» передается в бо так, что удар наносится округло и очень мощно с весьма акцентированным кимэ. Характерными особенностями такого удара являются естественное свободное движение, при котором бо «со свистом рассекает воздух». «Составляющие» кимэ в Яманни-рю бо-дзюцу — это дзамаку («сжатие тела»), коси но хинэру (вращение бедер), гамаку — поэтому часто техники Яманни-рю практически визуально нерегистрируемые в начальной части их исполнения.

Таким образом, техника Яманни-рю бо-дзюцу характеризуется естественностью, динамичностью, подвижностью и согласованностью движений тела и действий оружия.


Тренинг кихон Яманни-рю бо-дзюцу


В кихон Яманни-рю бо-дзюцу тренируют камаэ (боевые позы); тати-ката (стойки) и перемещения; укэ но вадза (техника защиты); ути но вадза (техника атаки). Вся техника тренируется как на одной, так и на другой стороне (саю).


Базовую технику (укэ но вадза и ути но вадза) практикуют на месте (соноба кихон; хотя здесь не вполне приемлем термин «на месте» — большинство техник выполняются с шагом, так как в статическом состоянии невозможно развить умение согласованного действия тела и оружия) и в движении (идо кихон), причем объем технических элементов кажется несколько более меньшим, чем это можно встретить в иных системах бо-дзюцу, но это впечатление обманчиво. В тренинге всегда присутствуют упражнения дзюнби ундо (разогревающе/развивающие упражнения) — разнообразные вращательные действия бо, в том числе, различного типа хатидзи маваси (вращение бо «восьмеркой»), развивающие ловкость манипулирования бо до такой степени, что бо становится «естественным продолжением рук», развивающие умение вращать бо в различных плоскостях одновременно с поворотами тела и т. п., развивающие умение изменения хватов (нуки саси — смена хватов скольжением, что, в частности, необходимо для техник, в которых несколько удлиняется диапазон использования шеста и это специфический в Яманни-рю подход к использованию длины шеста). В Яманни-рю есть особенности хвата бо — здесь при выполнении некоторых техник бо держится несколько более уже, чем в иных традициях бо-дзюцу (такой хват можно сравнить с хватом бейсбольной биты или клюшки гольфа — он более приспособлен для лучшего центробежного вращения; в иных традициях бо-дзюцу его называют специальным — ёсэ моти/нигири). Гякутэ моти и другие хваты почти не используются.


Как правило, в соноба кихон тренируют:

  • нуки саси — методы изменения хватов (мотикаэ) и развитие умения легкого, свободного, ровного и плавного манипулирования бо в различных плоскостях;

  • сико дати хараи укэ — тренинг «сметающих» методов блокирования в сико дати;

  • сико дати ёко ути — тренинг ударов в сторону;

  • сико дати ситти — тренинг рубящих ударов;

  • сико дати кэса ути — тренинг диагональных ударов;

  • сико дати нуки цуки — тренинг тычковых/колющих техник.

Таким образом, кихон яманни-рю бо-дзюцу направлен, прежде всего, на развитие определенных моделей движений (тычковых, рубящих, секущих, сметающих). Естественно, что каждая отдельная модель должна тренироваться на обеих сторонах тела в основной и обратной формах.


В идо кихон тренинг соединен с работой ног Яманни-рю, более обширен и, помимо прочего, развивает умение мгновенного сокращения или увеличения дистанции в соединении с выполнением защитной или атакующей техники. Причем действия бо основываются на энергии, произведенной движением/перемещением тела, что делает технические элементы более скоростными и более мощными. Это развивает и совершенствует фундаментальный принцип Яманни-рю — «гармоническое единство действий тела и бо» или «действие оружия полностью согласованное с движением тела, что обеспечивает максимальную энергию (усилие) и контроль в каждой боевой технике, которая неизменно должна проявлять кимэ». Здесь же практикуют ряд методов ходзё ундо (последовательность нескольких наиболее предпочтительных боевых техник в движении) и ходзё ундо бункай (методы боевого применения базовых элементов в движении).


Ударная техника Яманни-рю сочетает в себе динамичность и плавность. Здесь в ударе ударяющий конец бо не останавливается в определенном месте, а «проносится сквозь противника» и немедленно текуче переходит в следующую технику широким/округлым образом действия (если техника предполагает остановку бо, то для этого не используют усилие — энергия движения уходит в цель и бо останавливается естественно). При этом действие бо должно быть настолько стремительным, что «бо со свистом рассекает воздух», а движение из исходного камаэ выполняется так, чтобы не «сигнализировать» противнику о своем намерении (это, в частности, достигается манипуляцией бо вблизи тела [его энергетического центра], что предполагает «опущенность локтей»; кроме того, манипуляция вблизи тела это также метод «какуси буки», способ затруднить противнику идентифицировать атаку и возможность боевой работы в ограниченном пространстве). Поэтому в мастерском исполнении многие техники Яманни-рю бо-дзюцу практически не блокируются (или очень трудно блокируется) любым иным традиционным оружием.


Так, например, в кэса ути ударный импульс порождается работой всего тела (движением вперед и переходом из дзэнкуцу в сико дати и вперед-вращательным действием) и передняя кисть несколько сближается с задней кистью (недвижимой), скользя по бо (что определенно удлиняет диапазон поражающего действия бо). Бо диагонально «выбрасывается» вперед в цель с использованием «подкручивающего» действия кистей и часто без фиксации (особенно в исполнении продвинутых адептов) заднего конца бо (как в рюкю-кобудо, матаёси-кобудо и др. системах, где задняя часть бо «упирается» в тело на уровне пояса, во внешнюю часть плеча или в подмышку). Ударное усилие (которое все должно «уйти» для поражения цели) часто таково, что шест нередко ломается, даже не встречая препятствие — это происходит вследствие того, что используются мощное высокоскоростные движения бо и при резком изменении направления инерция движения может сломать бо, хотя это и не просто, так как бо делается из хорошей и твердой древесины. Такой удар бо очень и очень трудно блокировать каким-либо оружием.


Та же инерция или «сквозное пронесение бо» позволяет немедленно перевести бо в исходное камаэ или непосредственно в следующую технику. Чтобы достичь такого эффективного ударного воздействия необходимо обеспечить:

  • надлежащее состояние сознания;

  • «гибкое запястье» и «незакрепощенное действие суставов»;

  • движение тела (правильная работа ног, эффективное использование тяжести тела), полностью согласованное с боевым действием бо;

  • дать технике «уйти в пустоту».


Система ката Яманни-рю бо-дзюцу


Бо-ката яманни-рю развивают/совершенствуют у практикующих и боевые техники/тактики и энергетические качества — в частности, учат энергетическому генерированию, при котором в поражающий конец бо специфическим образом передается максимальное усилие/энергия.


Система бо-ката современной Яманни-рю (в версии «Рюкю будзюцу кэнкю доюкай») представляют собой стройную иерархию, ведущую адепта от начального до высшего уровня:

  • начальные: Донъю кон ити, Донъю кон ни;

  • базовые: Тёун но кон сё, Тёун но кон дай;

  • переходная: Рюби но кон;

  • традиционные (начальные): Сюси/Сюдзи но кон, Сакугава но кон;

  • традиционные (высшие): Сиратару но кон, Томари Сиратару но кон, Ёнэгава/Юнигава но кон/Хидари бо, Синакати/Сунакакэ, Тикинбо/Цукэн бо.

Во времена Тинэн Санда и Тинэн Масами тренинг ката начинали с сюси/сюдзи но кон — достаточно сложной бо-ката (для примера, ученик Осиро Тосихиро Дон Тран говорит, что и после 12 лет практики ката сюси но кон открывает в ней новые и новые грани). Но и обучение бо-дзюцу тогда было иным — непосредственная передача от учителя к ученику («от сердца к сердцу»).


Развитие школы повлекло развитие кихон-ката начального уровня, которые представляют собой простые формы с довольно простой работой ног. Это необходимая ступень, чтобы дать новичку понятие основ и подготовить его для изучения ката более высокого уровня. Когда Осиро Тосихиро начал преподавать Яманни-рю бо-дзюцу в США, он обратил внимание на тот факт, что новички в бо-дзюцу с большими трудностями усваивают последовательности и характер традиционных ката Яманни-рю.


Однажды на одном из семинаров Осиро два часа объяснял последовательность движений ката сюси но кон с разбором каждого движения и бункай. В конце он спросил у участников семинара всё ли они поняли и получил утвердительный ответ. После этого Осиро попросил любого из присутствующих повторить первые движения ката, но никто не смог этого сделать. Поэтому Осиро с благословения сокэ Кисяба Тёги разработал простейшие ката начального уровня донъю кон ити/ни. Кроме того, Кисяба Тёги для облегчения и совершенствования тренировочного процесса адаптировал к требованиям Яманни-рю ката тёун но кон сё/дай, а Осиро адаптировал традиционную окинавскую бо-ката рюби но кон как форму переходного уровня. Таким образом, Кисяба Тёги и Осиро Тосихиро сформировали начальный, базовый и переходной уровни современной Яманни-рю.


Традиционные бо-ката яманни-рю представляют значительную трудность в аспектах постижения методов перемещения, применения техник и тактик, заложенных в них. Поэтому, чтобы действительно понимать то, что таят в себе традиционные бо-ката, нужно глубоко и вдумчиво практиковать ката базового и переходного уровня.


Нельзя понять методы бункай сакугава но кон или сиротару но кон, не практикуя несколько лет тёун но кон и рюби но кон, так как эти ката и предназначены для введения адепта в глубокий смысл традиционного окинавского бо-дзюцу.


Сиай куми бо Яманни-рю


О системе сиай куми бо, введенной Осиро Тосихиро в 1995 г., мы в основном рассказали в предыдущей части статьи. К этому можно добавить, что начальные формы кумибо представляют собой последовательности ряда техник, часто встречающиеся а ката (собственно, это, по сути, ката-бункай).


На более продвинутом уровне практикуют более сложные последовательности. В свободном сиай куми бо используют богу (защитное снаряжения, принятого в кэндо) и своеобразный сиай-ё-бо, сделанный по типу бамбукового тренировочного меча кэндо. Соревновательный сиай куми бо Яманни-рю бо-дзюцу в определенных моментах напоминает соревнования в нагината-дзюцу или кэндо.


Скажем несколько слов о системе Яманни-рю кобу-дзюцу.


Здесь, помимо бо-дзюцу, практикуют сай-, тонфа-, нунтяку- и кама-дзюцу. «Малое оружие» Яманни-рю развили братья Кисяба и их ученики на основе фундаментальных основ Яманни-рю бо-дзюцу.


В частности, в практиках «малого оружия» была заимствована динамика тела, техники работы ног и тактики применения оружия.


Сай-дзюцу — в целом это довольно трудное умение. На Окинаве считается, что в сравнительном отношении мастерства и применяемости 1 год интенсивной практики бо-дзюцу равен 3 годам интенсивной практики сай-дзюцу.


Сай-дзюцу Яманни-рю сформирована из форм, разработанных Осиро Тосихиро, и высшей формы, идущей от Кисяба Тёкэя. Осиро Тосихиро вспоминает, что лишь однажды Кисяба Тёги показал ему основной принцип работы с сай — остальное он должен был тренировать самостоятельно.


В систему сай-дзюцу Ямани-рю кобу-дзюцу входят:

  • Симабукуро но сай ити/ни — начальные формы практики сай-дзюцу (которые также называют Сай-кихон ити/ни) разработаны Осиро Тосихиро;

  • Къян но сай — автором этой формы считают великого окинавского мастера Сёрин-рю Кьян Тётоку. Эта сай-ката была адаптирована Осиро Тосихиро к требованиям Яманни-рю;

  • Накандакари но сай — форма разработана Осиро Тосихиро и в ее названии зашифровано имя сенсэя Накамура Сэйги;

  • Кисяба но сай сё/дай — это высшая форма сай-дзюцу Яманни-рю кобу-дзюцубыла разработана Кисяба Тёкэем. Ранее ее называли «кисяба дзюку но сай», но после смерти Кисяба Тёкэя в 2000 г. стали звать «кисяба но сай».

В тонфа-дзюцу Яманни-рю кобу-дзюцу практикуют Кихон но тонфа, Сикина но тонфа и Сима но тонфа. В нунтяку-дзюцу Яманни-рю кобу-дзюцу практикуют Кихон но нунтяку ити/ни, Томоёси но нунтяку. Тонфа- и нунтяку-дзюцу Яманни-рю кобу-дзюцу характерны для традиционной окинавской техники.


В кама-дзюцу Яманни-рю кобу-дзюцу практикуют Кихон но кама ити/ни, Кисяба но кама ити/ни. Вероятно, основные черты кама-дзюцу современной Яманни-рю пришли от мастера Кисяба Тёкэя, который изучал кама-дзюцу у мастера Хохан Сокэна (Мацумура Сэйто Сёрин-рю). Здесь кама-дзюцу характеризуется определенными специфическими чертами — редко используются хват гякутэ моти и техники, исполняемые с применением такого хвата; также редки элементы, подобно отоси-кири или хики-кири («зацеп-резка» в вертикальной или горизонтальной плоскости), а более превалируют круговые широко-амплитудные техники.


Кроме того, к особенностям техники кама-дзюцу Яманни-рю можно отнести выполнение ряда элементов, исполняемых в быстрой последовательности, практически как одно очень быстрое непрерываемое действие, состоящее из нескольких защитно-атакующих или только атакующих элементов. Для примера, в кама-дзюцу «Рюкю кобудо синко ходзон кай», как правило, более четко выражается последовательность «защитный элемент, затем контратакующий элемент».


Традиция Яманни-рю живет и развивается организациями каратэ/кобудо Окинавы, Японии, США, Канады, Панамы, Дании, Испании, Германии, Чехии, Словакии, Польши и многих др. стран, в частности, школы кисяба дзюку, мацубаяси-рю, сёгэн-рю каратэ-до (Яманни-кисяба-рю) и др. в программе кобудо изучают Яманни-рю.


В ноябре 2006 г. в Исиока (Префектура Ибараки) был проведен 1-й международный турнир Яманни-рю кобу-дзюцу (этот турнир также называют 1-м неофициальным чемпионатом мира). Победителем этого турнира в разделе бо-дзюцу стал Джозеф Обуч (Словакия), который изучал бо-дзюцу у Райнера Сэйберта (гэндай госин кобу-дзюцу) и Осиро Тосихиро.



На Окинаве хонбу-додзё яманни-рю («кисяба дзюку»/«кисяба-ха яманни-рю») находится в Ёнэбару и, в частности, в США имеет 6 отделений/додзё.

«Окинава сёгэн-рю каратэ-до кёкай» (Мацуяма, Наха) руководит Го Тамаки (в прошлом председатель правления хонбу-додзё мацубаяси-рю Нагаминэ Сёсина).


В чем привлекательность и все возрастающая популярность Яманни-рю? Это реально боевая школа истинной традиции.


Автор: Л. А. Панько


Статья из журнала "Боевые искусства - ключи к совершенству" (№10-11, 2010)


© martial-arts.com.ua


Публикуется с разрешения редакции






Просмотров: 9

 karate-kobudo.ru © 2017-2021 Окинавское каратэ и кобудо