Яманни Чинэн-рю бо-дзюцу


Примечания: Материал подготовлен на основе статьи Дона Трана в журнале "Джундо Эко" в 1998 году.


Одним из величайших сокровищ островов Рюкю являются традиции боевых искусств, и одна из жемчужин этих сокровищ - система борьбы с оружием, называемая Яманни Чинэн-рю бо-дзюцу или Чинэн-но-бо.


Яманни Чинэн-рю - одно из самых старых, а возможно древнейшее окинавское искусство борьбы с оружием, действительно заслуживающее названия «кобудзюцу» (древнее боевое искусство). Это название нашёптывалось как легенда, и лишь немногие видели это искусство в действии. И в самом деле, в наши дни лишь горстка людей занимается изучением этого боевого искусства на Окинаве. Однако, оно не только живо, но и пустило корни на американской почве и переживает возрождение, благодаря усилиям Кисаба Чоги-сэнсэя на Окинаве и Оширо Тошихиро-сэнсэя в Соединённых Штатах Америки.


Известно, что Яманни Чинэн-рю пришло из Китая с легендарным «Тодэ» Сакугава, который обучил этому искусству Чинэна Пэчина. Последний, в свою очередь, передал это искусство трём последующим поколениям своей семьи. Основателем стиля был Чинэн Санда (1842-1925), известный также как Яманни Чинэн. Его внук, Масами Чинэн (1898-1976), назвал этот стиль в честь своего деда. А наш сэнсэй Тэруо Чинэн приходится внучатым племянником Масами Чинэну. В семье Чинэн практиковалось Шорин-рю каратэ и Яманни-рю бо-дзюцу. И только сэнсэй Тэруо Чинэн нарушил эту традицию и начал изучать Годзю-рю.


Затем Яманни Чинэн-рю бодзюцу перешло от Масами Чинэна-сэнсэя к Кисаба Чоги сэнсэю. Можно также отметить тот факт, что в 1950 году Кисаба-сэнсэй отправился изучать Годзю-рю у Мияги-сэнсэя для того, чтобы изучить работу ног в этом стиле. Искусство Окинава Годзю-рю оставило глубокий след в душе Кисаба-сэнсэя, и он принял меня очень радушно, когда я встретил его на гасшуку несколько лет назад. Он сказал мне, что он был членом Джундокан и что все мы члены одной большой семьи.


Искусство Яманни Чинэн-рю умерло бы в 60-ых годах 20 века, если бы Оширо-сэнсэй не повстречал Кисаба-сэнсэя, и тот не передал ему это искусство. Кисаба-сэнсэй мог бы оказаться последним в цепочке мастеров этого искусства, не повстречай он Оширо-сэнсэя, который и стал преемником традиции Яманни Чинэн-рю.


Впервые я встретил Оширо-сэнсэя в 1986 году - через два года после моей встречи с сэнсэем Чинэном - и познакомился с самой трудной в изучении и одновременно самой мощной и красивой системой борьбы с оружием. В то время я уже был не новичком в окинавских боевых искусствах с применением традиционного оружия, я практиковался в стиле Матаёси и стиле, популяризированном Тайра Шинкэном. Тем не менее, занятия стилем Яманни-рю заставили меня начать всё с нуля. Изучение этой системы не сводилось к коллекционированию ката или экзотических видов оружия. Это было последовательное изучение уникальных, подлинных традиций боевых искусств, корни которых соединили меня с семьей моего учителя Годзю-рю. Хотелось бы также отметить, что Оширо-сэнсэй - один из талантливейших учителей, под руководством которых мне выпала честь заниматься. Основным видом оружия в Яманни Чинэн-рю является «кон» или «бо», палка длиной 1,8 метра. И в самом деле, бо занимает настолько доминирующее положение, что весь стиль классифицируется как бо-дзюцу. Не ожидайте увидеть здесь использование цепи манрики-гусари, лошадиной уздечки тэкко или черепашьего щита с кинжалом тинбэ.


Яманни бо отличают следующие особенности: он круглого (не восьмиугольного) сечения и цилиндрической (не конической) формы. Такая форма шеста является оптимальной для того, чтобы сконцентрировать энергию на конце палки при выполнении центробежного вращения. Коническая же палка является инструментом крестьян, используемым ими для обращения с крупным рогатым скотом.


Касательно инструментов используемых крестьянами, существует миф, который нуждается в опровержении. Большинство из занимающихся окинавскими стилями борьбы с оружием считают, что эти стили были созданы крестьянами для самозащиты после того, как король Сёсин в 15-м веке издал указ о запрещении всех видов оружия. Но это не так. Прежде всего, у крестьян не было достаточно времени для занятий боевыми искусствами - всё своё время они проводили, обрабатывая землю. Далее, у них не было изначальных знаний о боевых искусствах, необходимых для того, чтобы превратить обычную палку в грозный кон. Только буси (класс воинов) обладали достаточными знаниями и временем, чтобы заниматься этим. Современные исследования событий того времени показали, что постройка оружейных заводов была более эффективной, чем конфискация всего холодного оружия. Палка была основным оружием жителей Окинавы во времена гражданских войн 1314 - 1429 гг. Из имеющихся в наличии твёрдых пород дерева можно было легко изготовить высококачественный кон, многогранность которого позволяла с лёгкостью копировать техники меча, копья и нагинаты.


Работа с Яманни кон очень сильно отличается от техники бо в других стилях. Главное отличие - здравый смысл: энергия не должна оставаться в руках или оружии, но использоваться для поражения цели. Этого можно достичь с помощью трёх основных правил: 

  1. Манипуляция с длиной кон, называемая нуки-саши. Вместо того, чтобы постоянно держать руки на расстоянии 60 см от концов палки и друг от друга, оставляя для нанесения ударов всего лишь 60 см, занимающийся смещает оружие таким образом, что более длинный конец оружия направляется в сторону противника. Это позволяет наносить удары на большом расстоянии и одновременно большая масса оружия принимает участие в нанесении удара. 

  2. Для того, чтобы оптимально использовать центробежную силу, удар не останавливается у поверхности цели, а как бы проходит сквозь неё. При таком ударе оружие по инерции продолжает своё движение, что позволяет наносить последующие удары или запасать энергию при помощи техники, называемой та-мэ. 

  3. Динамическая работа ног увеличивает возможности тела скользить (сури-аши), тянуть или выстреливать оружие в цель. Оптимальное сочетание этих трёх элементов приводит к тому, что кон постоянно движется на высокой скорости, разрезая воздух с громким свистом. 

Мощь, создаваемая при использовании этой техники настолько велика, что любой предмет, находящийся на пути оружия (рука или голова), будет неизбежно раздроблен на мелкие части. Любая попытка блокировать Яманни кон (даже с помощью сай) будет глупой и бесполезной. Оширо-сэнсэй рассказал мне, что однажды он сломал бо, подаренную ему Кисаба-сэнсэем, при демонстрации ката. Я не знаю, что сказал ему Кисаба-сэнсэй после того, как сэнсэй Оширо рассказал ему о случившемся, но могу предположить, как это произошло: вероятней всего сэнсэй Оширо вращал бо с такой скоростью, что её не было видно (это можно утверждать, зная мастерство сэнсэя Оширо) и изменил траекторию бо так резко, что инерция сама сломала палку.


Важным звеном в работе с Яманни кон является правильное положение рук на оружии. Палку держат не в центре ладони, а у основания пальцев. Два основных пальца отвечают за удерживание "кон" - большой и указательный. Эти пальцы всё время удерживают бо, в то время, как три остальных пальца могут отпускать его. 


Ещё одной характеристикой стиля является постоянный контакт кон с руками. Это особенно важно при частых перемещениях бо, которыми изобилует стиль. Перемещения оружия в руках выполняются при постоянном контакте с руками. Благодаря этому становятся возможными плавные, эффективные и симметричные манипуляции.


Принципы Яманни-рю применимы и к вспомогательным видам оружия, таким как сай, тонфа, нунчаку и кама. Быстрые перемещения, динамическая работа всего тела, одновременное парирование и нанесение ответных ударов увеличивают радиус поражения и мощь небольших по размеру видов оружия. 


Изучение Яманни Чинэн-рю бо-дзюцу заставило меня глубже взглянуть на традиции Окинавы. Это позволило мне также почувствовать себя частью истории того боевого искусства, которое сейчас переживает возрождение.


Автор: Дон Тран


© fudosin1.fud.ru

Просмотров: 0

 karate-kobudo.ru © 2017-2020 Окинавское каратэ и кобудо